Қош келдіңіз Тіркелу RSS

Жарқын Шәкәрім | Авторлық сайт

Жұма, 25.05.2018
Басты бет » 2016 » Қазан » 2 » Л.СПЕКТОР. ВОЗРОЖДЕННЫЕ ГОЛОСА
21:14
Л.СПЕКТОР. ВОЗРОЖДЕННЫЕ ГОЛОСА

Қазақстандағы музыка аспаптары мұражайларының идеялық негізін алғаш іске асырған адам Болат Сарыбаев болды.

Болат Сарыбаев

Әлемдік музыка әдебиеттерінде ол кісі туралы ерекше аталып жазылған. Соның бірі Кеңес Одағының астанасы Мәскеу қаласының тұрғыны Л.Спектор деген журналист сол кездің өзінде «Правда» деп аталған газетке танымдық мақала жазған екен. Әрине ол кезде елімізде Қазақтың музыкалық аспаптары деген музей ұғымы, атымен де, затымен де жоқ кез болатын. Қазақстандағы музыка аспаптары музейі дегенді алғаш айтып халыққа жеткізген адам Б.Сарыбаев болды.  Төменде Ресейлік журналисттің ХХ ғасырдың 1978 жылы «Правда» газетінде орыс тілінде жазылғын мақаласы осы ойымызды дәлелдейді.

Л.СПЕКТОР

ВОЗРОЖДЕННЫЕ ГОЛОСА

Газета «Правда», 1978 г.

«Приятно поражен, с какой верой в гений своего народа собираются в течение многих лет казахские народные инструменты. Преклоняюсь перед целеустремленностью и отменным знанием национальной музыки».

Подобных записей много в книге отзывов о редкой коллекции старинных казахских музыкальных инструментов, собранной доцентом Алма-Атинской консерватории, кандидатом искусствоведения Б. Ш. Сарыбаевым. Их около 300. Они вызывают восхищение мастерами, создававшими инструменты из любого материала, попадавшегося под руку: из глины, тростника, рога, дерева, металла. Болат Шамгалиевич не только возродил их, но самостоятельно научился играть на них.

Болат Сарыбаевтың музыка аспаптары музейі. 1973 жыл.

Қазақ музыка тарихында Б.Сарыбаев алғаш ұйымдастырған қазақтың "Отырар сазы" көне музыкалық аспаптары ансамблі. 1968 жыл. 

 

А началось все 15 лет назад, после того как Б, Сарыбаев побывал в Центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Его поразила имевшася там коллекция, и зародилась мысль начать розыск ушедших в прошлое и забытых казахских инструментов. Первыми источниками для исследователя стали легенды, сказания, в которых встречались упоминания о музыке.

Б. Сарыбаев посвящал свои отпуска поездкам по республике. Побывал в районах Алтайского края, в Бухарской области, где имеются казахские селения. Встречался с долгожителями, посещал семьи, предки которых были акынами, охотниками, и в свое время лользовались раз личными приспосбблениями для аккомпанемента пению, для приманки или отпугивания зверей и птиц.

Постепенно квартира Сарыбаева превращалась в музей. Вот смычковый колкобыз за 300 лет побыаал в руках семи поколений музыкантов. Последние 50 лет провел... на чердаке. Столетний ударный инструмент асатаяк. Он почернел и потрескался от времени, но голос свой сохранил.

Интересна судьба необычного инструмента из глины. Его обнаружили археологи во время раскопок древнего городища Отрар. Кто-то предложил послать находку Сарыбаеву. Какова же была радость ученого, взявшего в руки «пришельца» из глубины веков: он узнал в нем сазсырнай, на котором играли древние музыканты.

Можно долго рассказывать о достоинствах и других экспонатов домашнего музея Сарыбаева. К сожалению, Министерство культуры Казахской ССР не уделяет достаточного внимания музею, которому стало тесно в квартире своего бескорыстного хозяина. К тому же результаты научно-этно- графической деятельности Сарыбаева выдвигают ряд проблем перед наукой. И, конечно, люди были бы благодарны, если бы появился фольклорно - этнографический ансамбль, играющий на старинных инструмеитах.

Л. СПЕКТОР.

(Внештатный корр. «Правды»). г. Москва. 1978 год.

456 рет оқылған
Пікірлер саны: 0
avatar
Хостинг от uCoz